Carmix на строительстве канатной дороги

В начале августа Carmix 3.5TT отправился на объект горнолыжного комплекса в Кемеровской области, на левом берегу реки Томь, чтобы производить бетон для кресельной канатной дороги.

Когда речь идет о строительстве в высокогорье, обеспечение бетоном всегда становится проблемой. Доставка миксерами в большинстве случаев невозможна, так как по крутым подъемам и извилистым грунтовым дорогам не пройдут груженные бетоновозы. Машины будут буксовать, скатываться, а смесь выливаться.

Стационарный бетонный завод также не установить в горной местности, если нет достаточного пространства на объекте для его размещения и проездных дорог до конструкций для миксеров, которые будут развозить бетон. А подобной роскоши не будет на высокогорном объекте с площадью, ограниченной природными обрывами и холмами.

Для горного строительства остается всего пара способов – доставка бетона вертолетами или же производство смеси с помощью бетоносмесителей с самозагрузкой.

С доставкой по воздуху есть свои проблемы. Во-первых, это дорогостоящий способ, в который будут входить расходы на аренду транспорта, его топливо, а также изготовление смеси и доставку к самому вертолету.

Поэтому наш клиент выбрал именно Carmix для производства бетона на северном склоне горы Югус в 5 километрах от Междуреченска.

Сам город известен, помимо близости к горнолыжному курорту, своим промышленным значением. Еще в начале 1950-х годах здесь были лишь болота, реки и тайга, пока в недрах земли не обнаружили огромные запасы каменного угля. С тех пор образовался Междуреченск и стал одним из значимых городов Кузбасса по угледобычи. Но соседство фабрик не помешало развивать с тех же 50-х годов зимний курорт на скрытой таежными лесами горе.

Строительная площадка канатной дороги растянулась на несколько километров. Одна из особенностей и в то же время трудностей строительства подобных объектов – опоры удалены друг от друга на расстоянии по всему пространству горы, из-за чего добраться от одного участка заливки до другого занимает большую часть времени.

Весь объект поделен на выровненные 4 площадки вдоль горного рельефа, на которых необходимо залить по две конструкции. Перед Carmix стояла задача забетонировать 8 опор канатной дороги.

Для возведения конструкций производятся две марки бетона:

  • Б12 – для бетонной подготовки
  • Б25 – для фундаментов, вышек и отмостков

Все материалы для бетонной смеси на объект завозились вездеходами по 2 тонны до начала строительства. Таким образом, клиент обеспечил бесперебойное производство смеси и исключил простои бетоносмесителя из-за задержек в поставках.

Чтобы ускорить время на производство бетона на стройплощадке, также необходимо разместить компоненты смеси как можно ближе к участку заливки.

На данном объекте все компоненты размещались на одной из 4 площадок с оптимальным расстоянием к каждой опоре. Мелкий и крупный заполнитель Carmix загружал в смеситель с помощью собственного ковша. Цемент находился в мешках по 50кг, которые растаривали 2 рабочих прямо в ковш. Воду завозили бочками, из которых она загружалась с помощью встроенного в бетоносмеситель гидронасоса.

На весь процесс загрузки и замешивания уходило в среднем 15 минут.

Производство раствора и бетонирование даже с бетоносмесителем с самозагрузкой процесс трудоемкий и долгий по времени. Горный рельеф, крутые наклоны и извилистые дороги между выровненными площадками объекта затрудняют передвижение спецтехники.

Carmix создан специально для подобных сложных, труднодоступных объектов. Бетоносмеситель имеет вездеходные колеса с полноприводной трансмиссией, которая позволяет проехать серпантин даже в узких местах пути и преодолеть крутые повороты. А также спецтехника способна выдержать подъем дороги до 30° даже с полной загрузкой.

Но при всех качественных характеристиках, мобильный бетонный завод должен быть аккуратен в передвижении, чтобы не перевернуться на неожиданных ухабах и ямах на пути с полной загрузкой.

Carmix 3.5TT замешивал не полный свой объем, потому что рельеф пути не позволял провозить более 2.5 кубометров смеси. Если замешивать больше, то на крутых подъемах свыше 30° спецтехника могла перевернуться.

Расстояние от площадки, на которой размещаются инертные материалы, и до самой дальней опоры бетоносмеситель проезжал за 20 минут. Дорога до ближних участков заливки занимала в среднем 10 минут.

Высокогорье несет за собой трудности еще и в процессе самого бетонирования. Выкопанные котлованы под фундамент опор находятся на различной высоте, подъезд к ним иногда затруднен не только ухабами, но и резкими обрывами до двух-трех метров. Без дополнительного оборудования не может обойтись ни одно высокогорное строительство.

Обычно, для заливки высоких конструкций используется кран с конусом. При строительстве этой канатной дороги для бетонирования смесь выгружали или по построенным желобам, или с помощью гусеничного экскаватора. Самостоятельно Carmix смог залить лишь несколько конструкций. Между остальными участками заливки и подъездной дорогой к ним было несколько метров разницы в высоте.

Растягивание бетона по желобам – процесс привычный, и все рабочие быстро тянули смесь к участку заливки. Занимало бетонирование с помощью желобов около 10-15 минут.

Эксплуатация гусеничного экскаватора сложнее и затратнее по времени при заливке. Объем его ковша – полтора кубометра. Но загружали в экскаватор всего половину куба или куб смеси за раз, так как при подъеме бетон выливался из ковша.

Бетоносмеситель каждый раз подъезжал к экскаватору, чтобы загрузить новую часть смеси, а после – отъезжал на расстояние, которое необходимо для разворота или подъезда к участку заливки самому экскаватору. За 3-5 раз весь смеситель получалось выгружать полностью. Подобным способом выгрузка занимала 30-40 минут.

В итоге на один цикл замешивания от загрузки и до конца выгрузки на этом объекте требовалось в среднем 40-60 минут. За смену удавалось производить 10 циклов, то есть замешивать 25 кубометров бетонной смеси.

Строительство еще не закончено, и за месяц Carmix успел залить 180 кубов бетона. Почему же так мало? Ведь такой объем мог бы уложиться в 8-10 смен.

Не стоит забывать о технических задержках, на которые бетоносмеситель не может повлиять. Например, выстраивание опалубки, вибрирование уже уложенного бетона. Из-за других процессов на строительстве рабочие не могут постоянно принимать смесь на участок заливки, протягивать ее по желобам.

В некоторые смены Carmix тратил полдня, чтобы залить подготовку для бетона всего в 4 кубических метра. К самой дальней конструкции приходилось ехать всего лишь с 1,5 кубометрами смеси, так как извилистая дорога с крутым наклоном просто не позволяла проехать с бОльшим объемом смеси. Ожидание экскаватора, который сможет перевезти смесь, процесс заливки, а также дорога обратно к инертным материалам для повторного цикла – все действия занимали огромное количество времени. Но главным фактором, увеличивающим время, все также остается расстояние и сложный рельеф высокогорья.

Клиент не ожидал той скорости, с которой продвигается строительство, благодаря бетоносмесителю, хоть Carmix не показывал максимальную производительность в трудных рельефных условиях.

Для горного объекта забетонировать 180 кубометров большой прогресс.

Югус не особо высокая гора – всего 550 метров над уровнем моря. Но даже туда доставка инертных, разравнивание площадок для передвижения спецтехники и производство бетона на объекте становится длительной задачей. Гористый рельеф труден: резкие обрывы, крутые подъемы и ямы.

Все же Carmix справился с поставленной перед ним задачей. Поэтому клиент продлил аренду Carmix 3.5TT до середины октября. К тому времени планируется полностью закончить бетонирование опор.